Великий пост, как очищенье,
Пусть смоет помыслы греха,
Пусть в жизни будет обновленье,
И на душе цветет весна.

 Второго марта начинается самый длинный по своей продолжительности пост, именуемый церковью Великим. Это время также именуется Святой Четыредесятницей, так как продолжение Великого поста составляет 40 дней; за ним, после Вербного Воскресенья следует Страстная седмица, раскрывающая перед нами духовный смысл последних дней земной жизни Спасителя.

В дни Великого поста, церковное убранство, обстановка совершения богослужений отличаются скромностью и печалью; трогательными постовыми песнопениями и молитвами. Церковь призывает нас к покаянию, стараясь пробудить нашу спящую совесть, воздвигнуть нас к духовному трезвению и исправлению жизни. Подобно тому, как весной вся природа облекается в новое убранство, и мы должны в эти святые дни очистить себя от греха, облечь наши души в новые, чистые одежды праведности и чистоты.

Великий пост, отнюдь не заключается, как часто полагают люди, лишь ограничением употребления пищи: мяса, молока, яиц и рыбы. Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст говорит: «Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его». Но и поста духовного без телесного тоже быть не может, как нельзя подняться по лестнице на верхнюю ступень, не встав на первую. И если мы не можем совладать со своим чревом, что говорить тогда о высшем. Только истинное, духовное прохождение Святой Четыредесятницы, соединяющее телесное воздержание с борьбой против внутренних и внешних соблазнов, открывает перед нами путь ко спасению души, совершая дело великого спасительного и доброго подвига.

Также пост должен быть соединен с творением дел добра по отношению к ближним – ведь Сам Господь словами ветхозаветного пророка Исаии возвещает: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его» (Ис. 58, 6-7).

Большую роль играет то, как и какими мы войдем в Великий пост. Ведь день завершающий приготовление к святой Четыредесятнице, именуется Прощенным воскресеньем. То есть, каждый постящийся или готовящийся к посту человек, должен искренне, прося прощение и других примириться с ближними, иначе наши труды не будут иметь смысла перед Богом. Господь говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6. 14-15).

Священник должен быть примером, образцом христианской и духовной жизни.  И в первую очередь я грешный прошу прощения у всех прихожан, чувствуя себя не достойным примером, которым бы хотел меня видеть сам Господь.

Поздравляю всех с наступающим Великим постом, с пожеланием: «Поститесь постом приятным».

 

Настоятель Сретенского храма

иерей Александр Кондратьев.