Наступает время Великого поста. Церковь смотрит на этот пост не только как на время ограничения в пище, а как на решительное усилие, на подвиг, совершив который, мы должны стать чище и светлее, а значит – ближе к Богу. Ограничение же в пище – лишь одно из средств сделать жизнь более духовной. Последнее воскресенье перед постом называется Прощенным. В этот святой день верующие побывав на Божественной литургии и на чине прощения, искренне испрашивают друг у друга прощение.

Потому что если между мною и хотя бы одним человеком есть не прощенная обида, если я держу на кого-то зло, то ничего хорошего из поста не получится. В лучшем случае он превратиться в диету, быть может и полезную для тела, но бесполезную для души.

И вот испросив у всех прощение и простив всех в Прощенное воскресение, мы начинаем пост. Этот пост – строгий. На трапезе разрешается только растительная пища. Исключение только в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье – 17 апреля в этом году). В эти дни праздников благословляется вкушение рыбы.

Требования эти не распространяются на беременных или кормящих женщин. Кроме того, по отношению к больным и немощным тоже допускаются послабления, степень которых каждый должен обговорить со своим духовным наставником.

Не нужно морить себя голодом, надо вкушать пищи ровно столько, сколько необходимо телу для поддержания сил. Уменьшая количество пищи телесной, мы должны умножить количество пищи духовной: больше молиться, чаще бывать в храме, избегать лишних пустых разговоров, развлечений, больше времени уделять чтению Священного Писания и другой полезной духовной литературы, и конечно же, как можно чаще делать добро, вспоминая слова пророка Исаии: «Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его и от единокровного твоего не укрывайся».

Великий пост – это шанс на духовное преображение. Время поста – это время молитвы. И одна из молитв, которая часто звучит в храмах в дни Великого поста – это молитва Ефрема Сирина.

 Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и  празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

  Она призывает нас оставить дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия и стяжать целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Эта прекрасная и наполненная великим смыслом Покаянная молитва заканчивается прошением к Богу: «Даруй ми зрети (видеть) моя прегрешения и не осуждать брата моего». Таким образом должны оставить сплетни, перестать делать друг другу замечания, прекратить критиковать и осуждать своих ближних. Обратить свое внимание на свои собственные недостатки и посвятить себя их исправлению.

Если мы проведем время Великого поста в духовном подвиге своего преображения, если приложим усилия к тому, чтобы очистить свою душу покаянием, то встречая святую Пасху, мы будем радоваться не только о Воскресении Христа, но также и о воскресении нашей собственной души, вместе с ним ожившей и воскресшей.

Братья и сестры, от всей души поздравляю Вас с началом Великого поста. Поститесь постом приятным!

 Настоятель Сретенского храма 
иерей Александр Кондратьев.